Цвет и линия

Живопись



Живопись

Василий Иванович Суриков в 1883—1884 годах был за границей. Он изучал произведения живописи старых мастеров и художников того времени. Вот отрывок из его письма к П. П. Чистякову:

«…Да, колорит — великое дело! Видевши теперь массу картин, я пришел к тому заключению, что только колорит вечное неизменяемое наслаждение может доставлять, если он непосредственно, горячо передан с природы…

…Я хочу сказать теперь о …картине Веронеза… Я говорю про «Поклонение волхвов». Боже мой, какая невероятная сила, нечеловеческая мощь могла создать эту картину!.. Видно Веронез работал эту картину экспромтом, без всякой предвзятости манеры, в упоении восторженном; в нормальном, спокойном духе нельзя написать такую дивную по колориту вещь. Хватал, рвал с палитры это дивное мешаво, это бесподобное колоритное тесто красок…«

Художники и любители живописи, говоря о силе образного воздействия картины, часто пользуются словом колорит. Что такое колорит? Если мы обратимся к высказываниям мастеров живописи, то увидим, что в понятие колорита каждый из них вносил свое отношение, связанное с собственным творчеством. И дело не в термине, а в главном смысле этого понятия. Постигнуть колорит — значит понять основные принципы искусства живописи.

Колорит произведения создается его цветовым строем — всеми цветовыми соотношениями, которые художник приводит к определенному единству. Он рождается в процессе живописного воплощения замысла художника. Очень верно писал Репин, что колорит произведения выражает «настроение картины, ее душу; он должен расположить и захватить всего зрителя, как аккорд в музыке».

Известно, что цветовые тона воздействуют на человека по-разному. Одни нас радуют, другие раздражают, третьи возбуждают, четвертые, наоборот, успокаивают и т. д. Это элементарные эстетические свойства цвета. Но наши цветовые ощущения гораздо сложнее. Наш глаз воспринимает цвет не как изолированное пятно, а всегда во взаимодействии с реальными условиями освещения, воздушно-пространственной и окружающей цветовой среды.

В живописи образное воздействие цвета неизмеримо возрастает и усиливается. Например, совершенно не обязательно решать картину в темном или суровом колорите, если тема ее трагическая или грустная. А для радостных сюжетов не обязателен яркий колорит. Можно привести много примеров «прямой» и «обратной» связи темы и колорита. Общего «правила» колорита на «разные случаи» не существует.

Вспомните, например, две картины Сурикова — «Меншиков в Березове» и «Боярыня Морозова». Основой для сюжетов, взятых художником из истории России, служит трагическая судьба человека сильной воли в борьбе за власть и свои убеждения. Но однозначно ли подходит Суриков к колористическому решению своих полотен?

Колорит «Меншикова в Березове» в более прямой связи с драматизмом события. Преобладают темные тона скупо освещенного интерьера избы. Резким контрастом выделяется небольшое оконце на заднем плане картины, и это еще больше усиливает общий характер ее колорита. «Боярыня Морозова» построена на сложных сочетаниях пленэрной живописи зимнего пейзажа, сине-черного силуэта фигуры боярыни и ярких пятен одежды толпы. Праздничная «ковровость» колорита, традиционная в древнерусском искусстве, свойственна, в определенной мере, и этой картине.

Один из современников написал о картине Э. Делакруа «Охота на львов»: «Не знал я, что можно возбудить такой ужас синим и зеленым цветами». Сами по себе синий и зеленый цвет никакого «ужаса» не вызывают. Здесь имеется в виду общий колорит полотна, общее впечатление от картины.



Содержание раздела