Цвет и линия

Живопись



Живопись

Замечательный живописец Поль Сезанн писал своему ученику, художнику Э. Бернару:

«…Нельзя отделять рисунок от красок, нужно рисовать по мере того как пишете, и чем гармоничнее становятся краски, тем точнее делается рисунок. При наибольшем богатстве красок форма неизменно достигает своей полноты. Контрастные и гармоничные соотношения красок — вот секрет колорита и лепки».

В одной из наших бесед мы уже упоминали о роли рисунка в живописи. Важно понять, что в живописи нельзя рассматривать рисунок вне связи с цветом. Рисунок — это не «отдельный этап», предваряющий работу красками!

Многие начинающие художники поступают так: наносят на холст (или на бумагу) контурный рисунок, а затем механически заполняют его цветом. И в результате получается так называемый раскрашенный рисунок вместо живописи, работа, в которой краска «не превратилась» в цвет, выражающий зрительный образ натуры.

«Нужно рисовать по мере того, как пишете»… Когда краски в картине становятся формой, светом, пространством, тогда и рисунок становится убедительным. Не раскрашенный контур определяет связь рисунка с живописью, а поиски места и пропорций каждого цвета в общих соотношениях работы.

Рассмотрим это на таком примере. Предположим, вы пишете яблоко, которое лежит на столе, а свет падает сбоку. Если считать, что «точный» рисунок уже найден, когда в начале работы вы «очертите» форму яблока и наметили границу тени, то поневоле станете писать его изолированно. Вам покажется, что ваша задача выполнена, как только закроете цветом намеченный контур формы. В результате яблоко или «приклеится» к столу или, наоборот, «вырвется» из этюда.

Иное дело, если, наметив рисунок, вы как бы забудете об условных «краях» формы яблока, станете свободно писать, заботясь о том, чтобы цвет «лепил» это яблоко вместе с окружающим пространством — ближе и дальше, вверху и внизу, в тени, на свету и т. д. Вы тогда убедитесь, что только в процессе живописи, когда начинают взаимодействовать цвет с цветом — теплые и холодные, контрастные и сближенные тона — определится рисунок, характеризующий форму вашего яблока.

Рекомендуем в процессе работы над этюдом смелее, прямо цветом, то есть самой живописью, уточнять границы и взаиморасположение форм изображения. Если пишете несколько сеансов, то каждый раз в начале работы, прежде чем приступать к живописи, полезно как бы заново, «на свежий глаз», порисовать этюд, пользуясь, например, черной или коричневой краской (это, конечно, в основном относится к живописи маслом). Такое уточнение рисунка помогает дальнейшему уточнению цветовых отношений этюда.



Содержание раздела