Цвет и линия

Живопись и рисунок



Живопись и рисунок

В предыдущих уроках мы ставили перед вами конкретные изобразительно-живописные задачи. Это в какой-то степени определяло и ваш выбор натуры.

Теперь предлагаем вам поработать более самостоятельно. Пищите с натуры, по памяти или по воображению все, что вам нравится, что представляется значительным, интересным. В своих работах стремитесь сохранить живое впечатление и собственное представление о натуре (или воображаемом сюжете).

Мы с вами беседовали о некоторых важнейших законах процесса живописи.

Выбор натуры определяется индивидуальным отношением художника к тому, что его окружает. О своих переживаниях живописец рассказывает языком цвета. Поэтому естественно, что натурный сюжет должен связываться с представлением о его выразительном решении именно живописными средствами. Если художник предполагает выполнить работу по памяти или по воображению, то и здесь необходимо исходить из возможности раскрыть содержание темы живописными средствами.

Художник, видя многое, всегда решает для себя труднейшую задачу самоограничения. Самоограничение — это сосредоточенность художника, когда все внимание, вся сила зрения и мысли собираются, как в фокусе, на самом существенном для творческих целей.

Композиционное решение этюда определяет характер всего изображения в целом. Об этом нельзя забывать. Работа всегда проигрывает, если художник не придает должного значения ее композиционной завязке. Предварительные наброски, эскизы помогают своей наглядностью найти наиболее выразительную композицию будущего этюда или картины.

Цветовые соотношения этюда или картины. Работа над цветовыми соотношениями заключается не в механическом перенесении натуры на холст, а в поисках сочетаний цветовых тонов, которые в общей совокупности создадут необходимое впечатление формы, освещения и пространства. И конечно, в решение цветовых соотношений настоящий художник всегда вкладывает свое чувство образа того, что он изображает. С этим также связано стремление художника подчинить цветовые сочетания общему колориту работы. Художник свободен, например, усилить общую яркость цвета, или, наоборот, предпочесть более сдержанную гамму, сделать преобладающими теплые или холодные тона, светлые или темные, писать небольшими мазками, передавая тончайшие оттенки оттенки цвета, или придерживаться широкой, обобщенной манеры письма и т. д.

Многие начинающие художники не совсем верно понимают, что считать законченной работой, часто путают понятия законченности и детальной выписанности.

Законченность произведения — это его убедительность! Этюд, написанный без подробностей, но образно по цвету, будет восприниматься как законченная работа; а детальное изображение, наоборот, может казаться не законченным, если оно распадается на части, не связанные друг с другом. Можно доводить свою работу, если это входит в ваш замысел, до любой степени детализации, но не забывайте все время проверять, не разрушаете ли вы целостности впечатления отдельными подробностями. Изучая картины и рисунки разных мастеров живописи, вы убедитесь, что впечатление завершенности не зависит от степени выписанности всех подробностей изображения. Талант художника заключается в умении выразить то, что его захватило, в целостном единстве.

Вернитесь к рисункам Милле. Какой сплав изобразительных средств! Точная и крепкая композиция, исключительно пластичная связь форм в общем силуэте, по-особому мягкая и округлая лепка объемов, острая характеристика человека в его неповторимо индивидуальном движении, действии, поведении, продиктованном настроением, переживанием, всем душевным строем.

Присмотритесь к тому, как обобщает художник формы и как приемы его рисунка созвучны необычайной монументальности образов простых тружеников. Мастер вложил в каждый рисунок свое глубокое и доподлинное знание жизни, показал, с каким внутренним достоинством несут крестьяне бремя забот о каждом куске хлеба, о вязанке хвороста, о поле, требующем неустанного труда.



Содержание раздела