Цвет и линия

и пробуют рисовать прежде всего



Урок 9

Хотя многие начинающие и пробуют рисовать прежде всего линией, думая, что так проще и скорее выполнить рисунок, но поскольку это заблуждение, то и успеха не добиваются. Мы рассказывали вам о выразительности живой линии для того, чтобы вы поняли, насколько сложно использовать это «простое» и скупое, на первый взгляд, средство изображения. То, что неизбежно будет получаться на первых рисунках, не будет радовать вас самих, если поведете линию по контуру, словно обтягивая его проволокой. Чтобы предотвратить в работе вашей излишние трудности и разочарования, мы и рекомендуем рисунки «пятном», кистью. Они нагляднее покажут вам, что рисунок — это прежде всего изображение формы изнутри, а не по краям ее, по контуру. Сделав заливку кистью, которая вылепит большую форму фигуры, увереннее определите, где и как завершить ее линией, нанося эту линию живее, разной толщины и гибости.
Теперь, как вести рисунок. Запомните главное: смотреть надо на всю форму в целом, а это также означает — смотреть в «середину массы», силуэта, не упираться взглядом в его край. Когда начинающие рисовальщики пристально вглядываются в сложные очертания фигуры, то они невольно упускают из виду характер общей формы. И не удивительно, что в натюрмортах получаются «скособоченные» крынки, чайники, вазы, в рисунках появляются «свихнувшиеся» линии, в набросках фигуры — искажения пропорций и строения тела.
Многие художники намечают отвесную линию, определяющую вертикаль рисунка. Вместе со своей партнершей — горизонталью, она служит компасом для художника. В рисунках мастеров нередко можно заметить линию, намеченную через середину грудной клетки и внутреннюю сторону лодыжки. Вокруг этой «оси» и развертывается «арабеск», линия, охватывающая всю форму в целом. «Применение ее принесло и мне большую пользу, — писал Матисс, — вертикаль запечатлена у меня в мозгу, она помогает мне точно определять направление моих линий, и даже в самых торопливых моих набросках нет ни одной линии, например, линии ветки в пейзаже, возникшей безотносительно к вертикали. У меня нет «свихнувшихся линий».
Перед вами чистый белый лист, на котором вы хотите нарисовать занятого своим делом человека, не позирующего, а устроившегося в привычной для него позе, удобно, естественно. Эта непринужденность его движений и помогла вам подметить характерные черты облика и поведения натурщика, вызвала желание быстро зарисовать, охватить живую, выразительную «постановку».
Но что же вы делаете? Торопливо набрасывая контуры, начинаете рисовать с головы. Пририсовываете туловище, ноги, и — какая досада! — ступни не помещаются в листе. И голова получилась мала, а туловище вытянулось. Не получился рисунок. Все не то! Рисовали по частям, упустили целое. Кто только не пережил подобное! Художник Коро вспоминал, что в его первых альбомах, которые он пытался заполнить зарисовками посетителей бульваров, поместились только… носы.
Не падайте духом, попробуйте нарисовать иначе: «от общего», как говорят художники. Это трудно, но постепенно должно привиться умение видеть натуру в целом.
На еще не тронутом листе постарайтесь увидеть как бы уже готовый рисунок, намечая сразу короткими засечками высоту и ширину фигуры (или предмета), которую хотите зарисовать. Продумайте расположение этой намеченной массы в листе, чтобы «качели» компоновки не кренились в сторону фона или фигуры. Затем найдите место ноги — опоры — и от нее вверх слегка наметьте или мысленно проведите основную вертикаль рисунка. Быстро определите середину фигуры, наметьте линию плеч, таза, колен, и не промахнитесь, определяя высоту головы по сравнению с ростом всей фигуры в целом.
Все это помогает найти и композицию, и пропорции, а также позу человека. Охватывайте форму линиями, набрасывая их вправо и влево от воображаемой вертикали, пронизывающей фигуру.
Очень важно учиться вести линии и видеть форму, в них заключенную!
Нередко фигуру или группу предметов, деревьев потому хочется зарисовать, что боковое освещение четко, выпукло и определенно выявляет форму. Широкие и четкие пятна теней как бы вырубают объемы и скульптурно связывают их в единые монолитные группы, выделяют в пространстве дерево, помогает почувствовать характер формы предмета, живой модели.
Надо смотреть на лист в целом, как на глыбу камня, из которой ваятель собирается вырубить фигуру.
Зарисовки в черно-белой манере, наброски кистью, черной акварелью с широкими целостными заливками пятен теней очень подходят для выявления особенностей подобных мотивов. А сопоставление крупных пятен черного и белого, широкие заливки тушью или акварелью по всей массе изображаемой формы помогают развить чувство пропорций, восприятие целостного объема натуры, найти выразительную композицию в листе.
Можно из черной бумаги вырезать фигуры и наклеивать их на лист, получая изображение в так называемой технике аппликации. А в свои альбомы постоянно заносите наброски натюрмортов, пейзажа или фигуры человека.

Содержание раздела