Цвет и линия

В линии заложены большие возможности



Урок 5

В линии заложены большие возможности рисунка. Посмотрите опять на рисунок Матисса и подумайте над словами его автора: «Путь к конечной цели идет не через нагромождение деталей, а через отбор их. В рисунке, например, художник должен из всех возможных линий выбрать самую выразительную, самую насыщенную жизнью». Согласитесь, что мастер достиг этой цели и заслуженно мог сказать о своем рисунке: «Я не могу ничего ни прибавить к этой линии, ни отнять от нее».
Такова сила самых основных и предельно скупых средств рисунка, контраста черных и белых пятен, живой линии, штриха.
Линии и пятна на листе воспринимаются по-разному. Нанесите на лист бумаги мазок тушью или черной акварелью, и вы заметите, что пятно имеет свои «вес», оно приводит лист в движение, как доску качелей. С одной стороны, черное тяжелое пятно, а с другой — белое поле нетронутой бумаги. Что перевешивает? Всмотритесь, почувствуйте, в какую сторону накренился лист. Как восстановить равновесие, которое имел чистый лист и которое есть в показанных здесь рисунках? Надо, вероятно, передвинуть темное пятно. Попробуйте сделать несколько вариантов. Вырежьте из черной бумаги силуэт мяча (яблока, груши или какого-либо предмета) и подвигайте его по листу, пока не найдете «равновесия».
Белые и темные пятна в листе, сочетаясь, могут вносить в лист движение или выражать чувство покоя. Если ввести в рисунок еще и серое пятно, то отношения изменятся. Возьмем, например, яблоко на сером столе на фоне белой стены. Художник здесь должен строить рисунок не только на основе контраста белого и черного, но и с учетом отношений к серому пятну.
Таким образом, мы вас познакомим с тоном — еще одним средством рисунка. Тональные отношения улавливают переходы света и тени от самого темного по ступенькам серого к самому светлому. Тон вбирает в себя и представления о цвете предмета. Например, густо-красное кажется более темным, чем светло-желтое, а голубое по светлоте отличается от красного, желтого и от зеленого или коричневого.



Содержание раздела