Цвет и линия

Обратите внимание, что ни один



Урок 5

Обратите внимание, что ни один рисунок или холст, показанные здесь, не повторяют другой, не являются «стандартными». Вытянутый вверх лист создает совсем иное настроение в композиции, чем квадратный или близкий к квадрату, «спокойный», статичный формат. Так уж привык человек все стремительное, мчащееся, взлетающее чувствовать в удлиненных по горизонтали или по вертикали линиях пространства, остановившееся связывать с представлением о квадрате, а завершенное и совершенное невольно сравнивать с аркой, очертаниями овала, округлости, круга.
Согласовав формат листа с размерами натуры и мотивом, заключенным в ней, характером линий и форм, движения (или покоя), ищите на листе соответствующую этим представлениям структуру компоновки, стройте лист как целостное сочетание основных пятен — черных и светлых, серых разной градации, но без каких-либо подробностей, обобщенно.
Когда М. Греков искал композицию своей знаменитой «Тачанки», он рисовал только треугольник, только общую массу. И лишь отыскав место этому треугольнику, определив его расположение, которое уже выражало бешеную скачку коней, художник перешел к прорисовке ее элементов, фигур. И делал это, конечно, в пределах найденного треугольника, после общего решения плоскости картины.
Композицию любой картины, здесь репродуцированной, вы тоже можете «привести» к комбинации простейших фигур, увидеть решение плоскости холста как бы в «значке» компоновки, в ее «формуле», основе. (Наложите кальку и заштрихуйте силуэты изображенных фигур и предметов.)
Важно также найти связи предметов или фигур в общем силуэте группы.
Зарисуйте высокое дерево или крупное комнатное растение на светлом фоне. Листы бумаги берите разного формата. Выполняйте работы очень общо, тушью или черной акварелью.
Можете затем вырезать из черной бумаги силуэты деревьев в форме, близкой к треугольнику или шару на стволике, и, передвигая эти силуэты по белому листу, найдите и выклейте компоновку пейзажа. Это будет уже декоративное решение основы композиции.
Поставьте натюрморт из трех-четырех предметов близко к столу. Сядьте так, чтобы плоскость стола виднелась в виде узкой полоски, а натюрморт с разными по высоте предметами смотрелся единым красивым силуэтом.
Нарисуйте натюрморт тушью, акварелью или карандашом общо. Формат выбирайте в соответствии с «габаритами» постановки.
Сделав постановку, подсказавшую, допустим, удлиненный по горизонтали лист, затем найдите натуру, которую выгоднее нарисовать на вытянутом вверх листе или в квадратном формате.
Сделайте зарисовки фигуры на разных по размеру и формату листах различными материалами.
ДЛЯ ВАШЕЙ ЗАПИСНОЙ КНИЖКИ
«Композиция — это такое разумное основание живописания, благодаря которому части видимых вещей складываются вместе в картину». Альберти
«Главное для меня композиция. Тут есть какой-то твердый, неумолимый закон, который можно только чутьем угадать, но который до того непреложен, что каждый прибавленный или убавленный вершок холста или лишняя поставленная точка разом меняют всю композицию». Суриков

Содержание раздела