Цвет и линия

Положение линии горизонта всегда связано



Урок 2

Положение линии горизонта всегда связано с уровнем зрения, то есть высотой расположения глаз наблюдателя. Если будете подниматься на холм, то и линия горизонта станет выше, опуститесь вниз, сядете на землю — эта линия опять окажется низко, на уровне ваших глаз. В первом случае в своих зарисовках вы сможете показать больше пространства, во втором даже широкое поле получится в виде узкой полоски.
Что отвечает вашему замыслу — решите сами. Научитесь только представлять себе, где должна пройти линия горизонта (воображаемая линия на уровне глаз наблюдателя) в тех случаях, когда граница земли и неба не видна. Можно вытянуть перед собой руку с листом плотной бумаги и держать его так, чтобы он был виден не плоскостью, а горизонтальной линией. Уровень, на котором лист пересечет противоположную стену комнаты, и будет линией горизонта.
Выбор линии горизонта — высокой или низкой, в верхней половине листа или в нижней — имеет большое значение в композиции, в образном выражении вашего замысла.
Милле приподнял линию горизонта и тем заострил впечатление придавленности собирательниц колосьев к земле. Изнурительность их труда, нечеловеческое напряжение вечно согнутых спин, прикованность к земле-кормилице художнику удалось передать с неотразимой силой. Вам, наверное, известна картина С. Чуйкова «Дочь Советской Киргизии». Летящая приподнятость в движении девушки, свободно шагающей по родной земле, убедительнее передана благодаря низкому расположению линии горизонта.
Линию горизонта не обязательно намечать в каждом рисунке. В гравюре «Московская улица» эта линия скрыта за деревьями, в ночной мгле. но она угадывается по направлению верхних и нижних краев стен. Верхние края стен, оказавшиеся выше линии горизонта, направлены вниз, нижние края фундаментов домов — вверх к этой линии, расположенной на уровне глаз женщины.
Понаблюдайте еще, когда будете за городом, на открытом пространстве, как устремлены вдаль линии шоссе, железной дороги. Вы убедитесь, что эти линии действительно выглядят сходящимися в точку на линии горизонта. На самом деле, конечно, дороги не сужаются, но так уж устроен наш глаз, что видит удаляющиеся линии форм сужающимися, а предметы, например, столбы вдоль дорог, — уменьшающимися по мере удаления к горизонту.
Когда же изображают не широкую панораму местности, а небольшой уголок помещения или даже часть его, натюрморта, то и линию горизонта, и «линии схода» краев форм, сужающиеся для нашего глаза, не всегда могут найти в пределах листа. В натюрморте Н. Щеглова, например, линия горизонта находится за пределом рисунка, однако направление краев передано столь убедительно. Как это достигается?

Содержание раздела