Цвет и линия

Мастер очень смело решает цветовые



Урок 1

Мастер очень смело решает цветовые отношения своего полотна. Он усиливает насыщенность (относительно реальной натуры) цвета сарая и как бы «поддерживает» его контрастными, более холодными участками зелени, которыми написаны тени. Сильно освещенные стволы деревьев и просветы неба — светлее сарая, но взяты менее яркими цветовыми оттенками, поэтому они «не забивают» его сияния. Обратите внимание на очень существенную деталь: солнечные блики на стволах деревьев светятся, но насколько они темнее, чем тон чистых белил (приложите, например, кусочек белой бумаги, и вы в этом убедитесь). Как красиво выделяется силуэт лошади на переднем плане, не резко, а слитно с зеленью. Между цветом лошади и цветом травы почти нет тонального (светлотного) контраста, все держится на цветовом сочетании. А попробуйте закрыть рукой силуэт лошади — замечаете, что сразу пропадает ощущение переднего плана картины? Значит, художник поместил ее на переднем плане не случайно, тут необходим был цвет, который как бы отодвигал яркий сарай чуть в глубину картинной плоскости. Но вообще художник здесь не ставит перед собой цель создать иллюзию глубокой воздушной перспективы. Его больше интересует выразительная декоративность цветовых сочетаний больших планов картины. Поэтому цветовые соотношения он берет, главным образом, крупными плоскостями и передает все формы скорее силуэтно, а не как скульптурные объемы.
В целом художник нашел такую форму цветового построения своей картины, которая наиболее точно соответствовала творческому замыслу, — в этом и заключается секрет ее воздействия на зрителя.
Искусству живописи противопоказаны трафаретные, заученные способы решения цветовых отношений. Даже при беглом сопоставлении картины художника И. Грабаря «За самоваром» с «Желтым сараем» Крымова видно, что Грабарь строил цветовые отношения своего полотна совсем по-иному. И дело не только в том, что художники изображали разную натуру, но также и в том, что у каждого своя «живая душа художника».



Содержание раздела