Цвет в интерьере

В своей практической деятельности человек


В своей практической деятельности человек привык воспринимать каждое цветовое пятно как знак, закрепляя за каждым цветом присущее только ему и четко зафиксированное в сознании значение. Так, зеленый цвет в египетских текстах Пирамид означал бессмертие. Школы иконописи канонизировали цвета и делали их средством выражения религиозных постулатов. Специальная раскраска лица в традиционном японском театре символизировала различные эмоциональные состояния - гнев, печаль и т. д.
История развития цветовых представлений показывает нам, что цвет может приобретать устойчивое значение, обозначая конкретные предметы или явления. Ассоциативный характер мышления позволяет человеку оценить устойчивость этих связей, признать способность цвета выступать в качестве знака определенной знаковой ситуации, выполнять определенные семантические функции.
Признание за цветом знаковой сущности возможно лишь с позиций марксистско-ленинской философии, разработавшей положение о том, что единство объекта и субъекта является исходной точкой формирования эстетического отношения и, в частности, исходной точкой формирования отношений в системе "человек - цветовая среда".
Единство объекта и субъекта делает возможным использование принципа двойственного рассмотрения объекта, введенного в математическую логику Карри, из которого следует, что объекты в определенных условиях могут оцениваться субъектом и выступать в качестве предметов и в качестве названий самих себя. Для цвета эта двойственность очень характерна. Когда мы смотрим на цветовое пятно, то воспринимаем прежде всего объективную сторону явления, т. е. мы оцениваем цвет, соотнося его с одной из групп спектральных цветов и тем самым определяем основополагающую сторону явления. В этом случае мы говорим об "относительном" значении цветового пятна как элемента определенной знаковой системы.
Но в то же время мы воспринимаем цвет как автоним, т. е. как знак самого себя. Наше сознание соотносит цвет с определенным предметом или явлением внешнего мира, определяет его "безотносительное" значение.

Содержание раздела