Цвет в интерьере

Приведенные выше примеры показывают, что



Приведенные выше примеры показывают, что оптимальность проектной модели цветового климата и интерьера и градостроительного ансамбля определяется тем, насколько полно эта модель учитывает всю совокупность наиболее значимых требований.
В процессе проектирования цветовой среды создается материальная система, обладающая знаковыми признаками, и критерии оптимальности для создателя этой системы определяются единством эмоционального и рационального начал. На этой стадии рациональное является уровнем наблюдения, а эмоциональное - уровнем представления. Для наблюдателя же - потребителя цветовой среды - уровни меняются местами, и эмоциональное становится уровнем наблюдения.
Рациональное на стадии проектирования и на стадии восприятия осуществленной цветовой схемы - не адекватные понятия. Для проектировщика рациональное представляет собой большое количество составляющих, отобранных и сгруппированных на стадии предпроектного анализа. Если для создателя цветовой схемы рациональное является первичным и определяющим в процессе проектирования, то для воспринимающего объект рациональное остается лишь проверочным фактором. Его выводы о художественной ценности предложенного цветового решения строятся на интуитивном начале, и лишь в том случае, когда у воспринимающего имеется возможность на основании собранных данных сделать вывод о функциональной целесообразности предложенного решения, рациональное становится проверочным фактором.
Различна и природа эмоционального начала на каждом из названных уровней. Несмотря на близость потребителя и создателя (достаточ-но близкие образовательный и культурный уровни, единая природная цветовая среда и т. д.), эмоциональная оценка цвета все же остается индивидуальной.
Существует и еще одно отличие восприятия проектировщика от восприятия потребителя архитектурного объекта. Проектировщик, прогнозируя восприятие создаваемой цветовой схемы в процессе движения, лишь предполагает воздействие кинетического фактора. В лучшем случае он может приблизиться к натурному восприятию с помощью макета и специальных инструментов.

Содержание раздела